Любая гипотеза, проливающая свет на историю человечества, имеет право на существование. Даже невероятная, какой кажется гипотеза итальянского исследователя Феличе Винчи, что греческая история свои истоки берет с берегов Балтики. Там же, по его мнению, произошла и Троянская война. Об этом мною было рассказано в статье «Троянская война была … на Балтике», опубликованной в газете «Спектр» №1 2015 г. Судя по откликам, кто отнесся к рассказанному с пониманием, кто скептически и посетовал, что автор гипотезы не перечитал первоисточники, а кто выразил желание даже учавствовать в раскопках для поиска подтверждений гипотезы. Все это закономерно. Но, видимо, все равно не хватает дополнительних аргументов. Начнем издалека.
На северо-западе Европы на Балтийском кристаллическом щите финским геологом Вильгельмом Рамзаем в 1898 году была выделена физико-географическая страна Фенноскандия, которая включала в себя Норвегию, Швецию, Финляндию, Республику Карелию (Петрозаводск), Мурманскую область с Кольским п-овом и западную часть Архангельской области.
90 веков до н.э. на освободившихся от ледника территориях Фенноскандии, на берегах Анцилового озера появились первые переселенцы-охотники с юго-востока. Они стали свидетелями геолого-природных перемен и, наверное, пережили первый в мире потоп, когда 75 веков до н.э. Атлантический океан в связи с продолжающимся таянием ледников, через образовавшиеся под напором морской воды Датские проливы, соединился с озерными водами и образовал Литориновое море.
Балтийское море, образовавшееся из Литоринового моря, приняло современный вид 40 веков назад до н.э. Примерно три века спустя на прилегающих к нему территориях начался суббореальный климатический период, или как называет его Феличе Винчи, «климатический оптимум». Хвойные деревья и леса твердой древесины (дубы, орешники и др.) распространились далеко на север будущих Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии и островов Северной Атлантики.
Благоприятный климат всегда притягателен. И потому более 20 веков до н.э. сюда пришла с юго-востока следуюшая волна переселенцев. Это были индоевропейские народы, возможно носители протогреческого языка. Они были «высокими и белокурыми, точно такими же, как и хорошо сложенные светловолосые герои Гомера» (Джаннелли). Расселились эти народы по всем возможным для жизни островам Балтики, по морским побережьям и долинам Фенноскандии. Воины этих народов привели с собой коней и боевые колесницы. Среди мирных людей оказалось много хороших ремесленников и земледельцев. Первые умели лить бронзу и делать из нее оружие. Вторые привели с собой волов, занялись возделыванием злаковых культур и даже виноградарством. Новая северная цивилизация разрослась на всю Фенноскандию. Вот какой представил ее Феличе Винчи, изучив поэмы Гомера и карты стран Фенноскандии, а также высказывания древних ученых.
Остров Огигия, где Калипсо удерживала Одиссея, по заявлению Плутарха (42-120 г.г. н.э.), был расположен в Атлантическом океане в пяти днях плавания от Британии. Феличе Винчи предположил, что надо идти от этого острова против часовой стрелки и оказался прав. В главе «Каталог кораблей» Гомер последовательно упоминает все 29 флотов ахейской флотилии, откуда они пришли, и это соответствовало «месту проживания народов на берегах Балтийского моря» в те времена, а также объяснило все несоответствия на Средиземноморье относительно текста поэмы.
Южную Балтику (Датские острова и Швецию) заселили так называемые ахейские народы. Южную Финляндию – троянские народы. Противостояние между ними было неизбежным. Их цари вели борьбу за власть. Династические браки становились важным способом утвердить свои права на нее. Нередко соперничество при этом приводило к жестоким столкновениям. Примером может служить Троянская война, описанная Гомером в поэме «Илиада». Как было отмечено в первой статье, холодная погода была постоянным спутником жизни этих народов. Все дело было в том, что расцвет «климатического оптимума» к тому времени закончился и с 20 века до н.э. сменился «субборейской фазой». Именно в начале этой фазы произошли события, описанные Гомером в поэме «Илиада».
По мнению Феличе Винчи, Троянская война произошла в 18 веке до н.э. При этом он считает автора поэмы современником событий. Войска с острова Хиос (то есть, точного аналога эстонского острова Хийумаа ), где жил Гомер, «не принимали участия в войне, чем и могла объясняться беспристрастность поэта к двум противоборствующим сторонам. После войны этот поэт, возможно, посетил места, которые он описывает в таких подробностях.» (Феличе Винчи). Гомер, видимо, общался и с очевидцами войны, и хорошо знал о последовавших событиях, например, о вступлении на трон возрождавшейся после сожжения Трои героя войны троянца Энея. Кроме того, отмечает Феличе Винчи, Гомер «очень точен в скрупулезном описании человеческого тела и, в частности, каждого вида ран; он, несомненно, бывал на полях сражений, и можно было бы даже предположить, что он был военным лекарем».
Поэма «Илиада» имела колоссальный успех. Появились даже подражатели. Самым удачливым стал создатель «Одиссеи». Он придумал «Троянского коня», которого нет в «Илиаде». Его имя было забыто, а авторство приписано Гомеру. Но это не умалило значения обеих поэм. Скоро, к 16 веку, когда холодный климат на Балтике стал убийственным, начался исход ахейских народов и части троянских на юг. Обе поэмы стали важной частью памяти о прежней родине. Период их расселения на новой родине в греческой истории получил название «микенский», и характерным признаком для него является активное использование янтаря. «Анализ показал, что этот янтарь имеет северное и, возможно, балтийское происхождение, а также то, что этот янтарь, вероятнее всего, был доставлен по суше с Севера» (Нильсон)
Современными учеными еще не разработаны пути движения переселенцев от Балтики до Греции. Но Феличе Винчи предположил, что они прошли тем путем, которым через 25 веков стали пользоваться викинги, то есть «из варяг в греки». Огромную роль в таких передвижениях, конечно, играл корабль. И тут находится очень много совпадений в его постройке как у греков, наследников мореплавателей с Севера, так и у викингов, перенявших искусство корабелов от оставшихся на этих землях потомков троянских народов. Это и двойной изгиб на корме и носу для лучшей маневренности, это и плоский киль, это и сменная мачта и т.д.
«Oseberg» – корабль викингов | Древнегреческая триера |
В исход ушли не все народы Балтийского региона. Интересно наблюдение! На местах расселения ахейских народов на Балтике сохранилось немного топонимов, в отличие от мест расселения троянских народов, многие из которых, видимо, остались и передали следующим переселенцам прежние названия городов, районов, рек, местностей. Особенно это выглядит доказательно, когда топонимы «обнаруживаются пучками, что делает весьма маловероятным факт случайного сходства» (Ф. Винчи). В окружении городка Тойя (Troja) обнаруживаются топонимы, похожие на имена союзников троянцев,: Тенала ( Tenala) – Тенедос (Tenedos) Аскайнен ( Askainen) – Асканий ( Askanius), Карьяа ( Karjaa) – Кария ( Caria). Или вот еще, Сипилэ (Sipilä ) и Танттала( Tanttala). Эти топонимы могут быть связаны с мифом о царе Тантале («танталовы муки»), который был похоронен на горе Сипил. На Балтийском море и Эгейском море имеются сходные пары островов: Лемланд – Лемнос (Lemland – Lemnos), Хийумаа – Хиос ( Hiiumaa – Chios) и т.д.
И последний момент, на который следует обратить внимание. Троя в Эгейском море традиционно называется «неприступной» из-за циклопических каменных стен. Только хитрость с деревянным конем, придуманная Одиссеем, помогла взять город. Но конь в «Илиаде» совершенно не присутствует. А Гомер так описывает финал взятия города: «Троя губительным пламенем бурным Вся запылает, зажженная светочьми (в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 г. – это большая свеча, факел) храбрых данаев». Это лишний раз подтверждает, что основной строительный материал крепостей у ахейцев и троянцев была древесина, в изобилии росшая в округе, а не камень. Потому стены балтийской Трои, скорее были большим забором, «имевшего в том месте, где находились ворота, парапеты и башни, напоминавшие башню около Скейских ворот» (Ф.Винчи) Немудрено, что по прошествии 25 веков, викинги, кроме строительства кораблей, переняли у своих предшественников троянцев искусство строить укрепления вокруг своих городов подобным образом. Иллюстрацией могут служить укрепления столицы викингов города Бирка.
Реконструкция ворот города Бирка
Понятно, что во все рассказанное трудно поверить. Но тогда пусть сам Феличе Винчи скажет в защиту этой гипотезы.
«Соответствия между гомеровскими поэмами и географическими чертами северной Европы…оказываются настолько удивительными, что их невозможно игнорировать.»