Доклад на тематической международной конференции «100 лет независимости: осмысляя финский путь» 8 декабря 2017 года в Хельсинки.

Фенноскандия.

На северо-западе Европы находится крупное поднятие обширного участка земной коры под названием Балтийский кристаллический щит. Финский геолог Вильгельм Рамзай в 1898 году выделил его земную и водную поверхность в физико-географическую страну под названием Фенноскандия. Она включала в себя Норвегию, Швецию, Финляндию и западные части тогдашних Олонецкой и Архангельской губерний России. (Теперь это Республика Карелия (Петрозаводск), Мурманская область с Кольским п-овом и западная часть Архангельской области.) Названа так эта физико-географическая страна была по преобладающему на ее территории историческому расселению скандинавов и финно-угорских народов.

Западная часть Фенноскандии имела лучшие климатические условия благодаря теплому атлантическому течению Гольфстрим. Восточная часть соприкасалась с умеренным климатом среднерусской равнины. Самым суровым был климат Финского полуострова, омываемый холодными водами Балтийского моря и его заливами – Ботническим и Финским. Потому эта часть Фенноскандии стала заселяться намного позднее, чем другие.
Первыми поселенцами на Финском полуострове были племена саамов, пришедшие сюда примерно в 13-12 веках до нашей эры. С 7 по 5 века до нашей эры юго-запад и восток Финского полуострова заселили угро-финские и славянские племена. К 9 веку нашей эры юг и юго-запад Финского полуострова стали заселять переселенцы из Швеции и Германии. Саамов начали облагать регулярной данью из пушнины и рыбы. Часто, бывало, так, что приходили сразу несколько сборщиков. Такое безжалостное обложение данью, а также начавшееся продвижение на север шведов и финнов оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного образа жизни и хозяйства. Они начали уходить на север на ещё не обжитые территории.

Не началось к этому времени сближение и самих финских племен, расселившихся по определенным территориям Финского полуострова.
На юго-западе Финского полуострова проживали племена сумь (суоми). Среднюю и Восточную Финляндию населяли тавасты (емь, хяме). Юго-восток до Ладожского озера занимали карелы. Все эти племена часто враждовали между собой.
Таким образом этот обширный центральный регион Фенноскандии, который стал именоваться Финляндией только в пятнадцатом веке, а до этого на Западе его именовали Эстерляндия (Восточная земля), на заре нашей эры не составлял ни культурного, ни государственного целого.
Дальнейшему активному заселению Финляндского полуострова способствовало потепление в Северной Европе и распространение новых методов земледелия. Жители прибрежных районов Финского полуострова, сумь и тавасты, стали расселяться на северо-восток, а южные берега Ладожского озера, смешиваясь с карелами, заселили славянские племена, основавшие Новгород.
В 800-1000 годах нашей эры на западных берегах Финляндского полуострова появились шведские викинги, которые основали первые торговые пункты и колониальные поселения. Правда, финны жили преимущественно в лесах, а шведское население на побережье. Ассимиляция языков в связи с этим происходила с трудом. После окончания эпохи викингов и образования государства на Шведском полуострове королями этого государства началась колонизация финских земель.

Завоевание Финляндии Швецией.

Колонизация Эстерботнии (Финляндии) шведами длилась более двухсот лет посредством крестовых походов, призванных обратить финские племена в христианскую веру. Первый такой крестовый поход, предполагается, совершил король Эрик Святой приблизительно в 1150 году, так как об этом нет достоверных археологических и летописных данных. С ним прибыл католический епископ Генрих Упсальский. Когда король и шведская армия отбыли в пределы своего королевства, епископ остался в Финляндии. Он строил церкви, крестил и учил новой вере народ. Около 1156 года епископ был убит язычником Лалли на льду озера Кёюлиёнярви

В 1220 г. Швеция основала в Финляндии католическую епископскую кафедру в районе Ноусиайнен на реке Аурайоки. Она представляла собой первый в Финляндии христианский собор и резиденцию правящего епископа. Первым епископом этой кафедры стал Туомас (Фома), англичанин родом.
При нём шведы снарядили флотилию под предводительством ярла Ульфа Фасе и Биргера Магнуссона, зятя короля Эрика Эрикссона, против главного претендента на Финляндию – Новгорода, но были разбиты Александром Невским при р. Неве в 1240 г.
Ставший ярлом через восемь лет Биргер Магнуссон покорил в 1249 г. земли тавастов (Тавастландию) и основал Тавастгусский замок.

Следующим шагом Швеции стало покорение восточной Финляндии. Это было сделано маршалом Торкелем Кнутссоном. Он совершил в 1293 г. поход на новгородцев, завоевал юго-западную Карелию и основал там Выборгский замок.

Окончательное утверждение Финляндии за Швецией датируется 1323 годом. Шведский король Магнус Эрикссон заключил с новгородцами Ореховский мир, первый мирный договор об установлении границ. Так была обозначена почти на 700 лет восточная граница шведских владений в Финляндии.

Дворяне в Финляндии

Шведскими властями в это же время на основе старых племенных границ было проведено административное деление территории Финляндии. Центрами гражданского управления стали города-крепости Выборг, Тавастгус и Або.
В 1350 году вместо разрозненных местных законов был создан и выпущен в свет для Финляндии первый шведский официальных свод законов. Привилегированные сословия, в основном шведского происхождения, дворяне и духовенство, сразу получили больше прав. Финское крестьянство, хотя и оставалось лично свободным и сохраняло землевладельческие права, но было обложено дополнительно новыми государственными повинностями по строительству крепостей и содержанию гарнизонов.
В целом населению Финляндии была дана возможность пользоваться, хотя и относительной, но широкой внутренней автономией.
В 1434— 1436 годах в Швеции, связанной Кальмарской унией, вспыхнуло антидатское восстание. Финское дворянство и финские епископы выступили в роли посредника между враждующими сторонами, Данией и Швецией. Миротворческая миссия финских дворян и епископов получила высокую оценку в Швеции. С 1362 года за финским дворянством было закреплено право участия в шведских королевских выборах. Это послужило серьезным поводом для проявления у отдельных властолюбивых финляндских вельмож желания сделать Финляндию самостоятельным государством.
Видя, что управлять Финляндией из Стокгольма все труднее, король Густав Ваза назначил правителем страны сына Иоанна, получившего титул герцога Финляндского.

После смерти Густава Вазы в 1560 году герцог Иоанн решил отделиться от Швеции и стать самостоятельным королем. Он вступил в борьбу со своим братом, королем Эриком XIV, но был побежден и отвезен, как пленник, в Стокгольм. Вскоре Иоанн сам был избран королем. Он щедро вознаградил финских дворян за оказанную ему поддержку. Они были освобождены от обязательной военной службы, сохранив при этом свободу от уплаты поземельных податей.
В царствование короля Иоанна Финляндия в 1581 году стала называться великим княжеством.

Это еще больше воодушевило властолюбивых финских вельмож. После смерти короля Иоанна самым могущественным из них стал штатгальтер (наместник) Финляндии Клас Флеминг. Финляндия под его управлением фактически отделилась от Швеции

Возмущенные поборами финских дворян и воинскими постоями крестьяне Эстерботнии (центральной Финляндии) взялись за оружие. Этот эпизод в 1596—1597 годах в истории финского крестьянства широко известен под названием “дубинной войны” (nuijasоta).

Флеминг залил восстание потоками крови крестьян, еще больше укрепив свою власть, но вскоре умер. Его дело в отделении Финляндии от Швеции еще два года продолжал Арвид Стольарм, ставший штатгальтером. И только в 1599 герцогу Карлу, будущему королю Швеции, удалось сокрушить могущество непокорного финляндского дворянства, и оно постепенно слилось со шведским дворянством.
Такими были первые и неуклюжие попытки Финляндии обрести статус независимого государства. Неуклюжими они были потому, что к этому стремилась только прослойка финских вельмож, а не весь народ.

Статус Финляндии в Швеции

В шведской Финляндии ее прибрежные города в XVI веке начали быстро развиваться благодаря торговле. Финляндские дворяне участвовали теперь не в политических заговорах, как раньше, а в заморских боевых походах шведских королей. У себя дома усиленно развивали свои хозяйства, умело торговали получаемой продукцией. К середине XVII века большая часть пригодной для земледелия площадь страны стала феодальной собственностью дворянства и духовенства.
В 1536г. после проведения Упсальского синода в Швеции началась Реформация церкви, то есть переход от католичества к лютеранству. В том же 1536 г. в Кафедральном соборе Турку была впервые совершена церковная месса не на латинском, а на шведском языке и было закуплено некоторое количество шведских служебников, которые стали основой для разработки богослужения на финском языке. В эти же годы в церквях Швеции и Финляндии отказались от употребления елея и освященной воды. Богослужебные облачения прежних времен были сохранены, но проповедь стала обязательной, потому что особенностью Финляндии была языковая ситуация. Финские крестьяне в основной своей массе шведским языком не владели. Проблемы перевода Святого. Писания и богослужебных текстов на финский язык стали главной задачей для финских реформаторов в 1540-е годы. Огромную роль в этом сыграл епископ Турку Микаэль Агрикола, создатель финского литературно-письменного языка, языка богослужения, проповеди и душеполезного чтения. После него финский язык стал окончательно основным богослужебным языком в Финляндских приходах
Но в целом Финляндия оставалась в статусе вассала, имевшего свою территорию, но с ограниченными правами для правящей верхушки. Мировая практика показывает, что для народных масс такое положение вещей не имеет особого значения. Как говорится, им ни холодно, ни жарко, потому что подневольная жизнь выбирает обычно меньшее из зол. Король далеко, свои правители – рядом. Король не выглядит врагом, а свои хозяева, наоборот, – исчадием ада. Зачем менять шило на мыло! Лучше жить в привычном русле жизни. С современной точки зрения, это означает, что у народа не было желания развивать свою национальную идентичность.
Так Финляндия много веков оставалась придатком Швеции, хотя имела все предпосылки стать самостоятельным государством.
К слову сказать, история всегда полна иронизмов, которые вначале незаметно, а потом во всю силу дают понять причины возникновения новых веяний, приводящих к изменению жизни в той или иной стране.

Первыми фактами начала таких веяний на территории Финляндии стали документальные свидетельства, так называемые «Статуты» епископа Турку Мауну Сяркилахти от 1492 г., согласно которым под угрозой штрафа всем финляндским пасторам и капелланам предписывалось по воскресным дням читать прихожанам на финском языке молитвы «Отче наш», «Богородицу» и «Верую»

Исторические личности Финляндии

На стыке, казалось бы, незыблемого настоящего и робких ростков будущего всегда появляются личности, которые сами того не осознавая, подготавливают почву для кардинальных изменений жизни своей родины.

Микаэль Агрикола (1507 – 1557)

Микаэль Олавинпойка родился в семье зажиточного крестьянина. Ребёнка назвали в честь святого покровителя уездной церкви. Учителя заметили способность Микаэля к языкам и отправили его учиться в Выборг, в латинскую школу. Учась в Выборге, Микаэль взял себе фамилию «Агрикола» (земледелец) по роду занятий отца. Вероятно, именно в Выборге Агрикола соприкоснулся с идеями Реформации. Он и стал создателем финского общенационального языка в Финляндии. Примерно в 1538 г. выходит в свет его книга «Азбука» («АВС-кта»), которая была подарена малолетнему сыну шведского короля. «АВС-кта» была религиозной книгой, включавшей в себя начальные постулаты христианства на финском языке.
Во введении к переводу Нового Завета, главного труда своей жизни, Микаэль. Агрикола сообщает о различных народных говорах в Финляндии и о своем языковом предпочтении – западно-финском диалекте. Выбор диалекта он объясняет тем, что западные жители, «собственно Финляндии», раньше других приняли христианство. Западная Финляндия и город Турку с епископской епархией была «матерью» других провинций, потому ее языковой диалектной форме следовало отдать предпочтение.
Но лингвистическое чутье и дар научного предвидения позволили Микаэлю Агриколе не замкнуться в рамках только одного диалекта. Он осознавал важность синтеза всех диалектных форм при создании общенационального языка и потому отмечал, что «по мере нужды мною привлечены также обороты и слова других наречий»

Подсчитано, что в трудах этого великого сподвижника национального языка содержится около шести тысяч финских слов, четыре тысячи из которых составляют фундамент современного финского языка. Правда, после смерти Микаэля Агриколы процесс развития общенационального языка, к сожалению, затормозился и возродился только почти через 200 лет.

Пер Браге (1602 – 1680)

Представитель шведской ветви известного дворянского рода Браге. Шведский государственный, военный деятель и дипломат.

Контроль Стокгольма над финским управлением оставался затруднительным, и потому в 1623 г. в Финляндии была учреждена особая должность генерал-губернатора. Третьим генерал-губернатором стал граф Пер Браге. Потомкам хорошо запомнились оба периода пребывания Браге на посту генерал-губернатора (1637–1641, 1648–1654). Он осуществил три важные реформы, из-за которых выражение “эпоха графа” обрело оправданный и позитивный смысл.
В 1636 г. в Стокгольме было учреждено Королевское Почтовое управление. И через два года по приказу Браге во всех крупных городах Финляндии открылись местные почтовые отделения. Это сразу улучшило связь между Стокгольмом и восточными частями королевства.
Далее в марте 1640 г. усилиями Пера Браге в Турку был учрежден университет Або Академи (Абоская академия), в дальнейшем сыгравший центральную роль в системе образования Финляндии.
Но самой важной заслугой Браге было его энергичное содействие основанию и развитию городов в Финляндии. Из финляндских городов правом вести внешнюю торговлю прежде были наделены лишь Турку, Хельсинки и Выборг из десяти городов, основанных Браге в первое свое правление во внутренних областях Финляндии, почти все со временем превратились в важные населенные и торговые пункты страны. Для усиления морского сообщения со Стокгольмом Пер Браге во второй период службы на посту генерал-губернатора основал на восточном побережье Ботнического залива еще три новых портовых города: Брагестад (Раахе) и Кристинестад (Кристиинанкаупунки) в 1649 г., а также Якобстад (Пиетарсаари) в 1652 г.

Даниэль Юслениус (1676 – 1752)

В конце XVII века в Финляндия начало формироваться национально-освободительное движение за переход образованных слоёв финского населения со шведского языка на финский, на придание ему статуса государственного и на создание национального финского государства. В истории оно получило название Фенномания. Одним из первых его основателей и ярых сторонников был Даниэль Юслениус.

Даниэль Даниэлинпойка был пятым, младшим ребёнком в семье Даниэля Хенрикинпойки (капеллана церкви) Его отец взял себе латинскую фамилию Юслениус. Начальное образование Даниэль получил от отца и братьев, с 11 до 15 лет учился в школе при Туркуском кафедральном соборе, в марте 1691 года поступил в Абоскую академию, вскоре стал домашним учителем, потом был моряком на торговом судне, в 1697 году возобновил обучение в академии. В 1745 году в Стокгольме был опубликован самый значительный труд Юслениуса — финско-латинско-шведский словарь в 16 тысяч слов, ставший первым крупным трудом по финской лексикографии. Наряду с опубликованной в те же годы «Грамматикой финского языка» Б. Ваэля этот словарь заложил основы научного изучения финского языка.
Все другие сочинения Юслениуса были направлены против теоретиков шведского великодержавия и стремились к пробуждению национального самосознания у финнов.
По Юслениусу, например, финны — древнейший народ земли, не много ни мало, прямые потомки Иафета, одного из трёх сыновей библейского Ноя, спасшихся во время Всемирного потопа. Иафет считается прародителем европейцев. Их первым королём стал Магог, под предводительством которого будущие европеиды переселились на Север.
Кроме того, Юслениус настаивал, что в древности у финнов была развитая литература, как и у их ближайших соседей, но она была уничтожена после шведского завоевания и принятия христианства. Он утверждал, что стихосложение в Финляндии практиковали как крестьяне, так и ученые. Это был восьмисложный стих, которым был позже составлен эпос «Калевала».
Маленькое отступление. Может Юслениус был и прав, зная о прошлом Финского полуострова больше, чем мы. В свете гипотезы современного итальянского исследователя Феличе Винчи, Микенская цивилизация была создана в доисторической Греции светловолосыми переселенцами с берегов Швеции и Финляндии в 13 веке до н.э… Там же, на балтийских берегах, по мнению Феличе Винчи, по свежим следам Троянской войны в 18 веке до н.э. была создана поэтом и лекарем Гомером поэма «Илиада». Но это отдельная тема. По ней мною были написаны и опубликованы в 2015 и 2016 годах две статьи в газете «Спектр» (Хельсинки).

Элиас Ленрот (1802 – 1884)

В Финляндии Элиаса Леннрота называют «вторым отцом финского языка» после Микаэля Агриколы.
Родился он в финском городке Саммати. Отец его занимался портняжничеством. В шесть лет мальчик научился читать, но в школу попал лишь в двенадцать. Из-за нужды занимался портняжным делом, как и его отец.

Единственный университет тогда находился в городе Або (Турку). Леннрот поступил на философский факультет, потом решил стать врачом и, окончив медицинский факультет, занимался медициной всю жизнь.
Но главным делом жизни Элиаса Леннрота было создание «Калевалы». Свои фольклорные экспедиции он совершал во время отпусков. Более двадцати лет он собирал песенные народные сказания карелов и финнов – руны.
Двадцать восьмого февраля 1835 году Элиас Леннрот, создатель уникальной поэмы «Калевала», скромно инициалами «E.L.» подписал предисловие к ней, после чего рукопись передал в типографию. Вышла она двумя книгами и очень скромным тиражом — 500 экземпляров. Однако Леннрот продолжал работать над поэмой еще четырнадцать лет. Вторая и окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году.
После защиты докторской диссертации в 1853 году Элиас Леннрот с женой переехал в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1856 году он прочитал впервые в университетской практике того времени лекцию на финском языке, что стало настоящим событием.
В 1880 г. после 40 лет работы им было завершено составление «Финско-шведского словаря». Это было огромное достижение, ведь для обозначения многих понятий до Леннрота не существовало финских слов. Он в прямом смысле занимался словотворчеством.

Император российский Александр II (1818 – 1881)

Как бы это не показалось странным, но в становлении финской нации большую роль сыграл именно император Александр II.

Чтобы оторвать Финляндию от шведского духовного влияния, со стороны российского правительства была усилена поддержка финского языка как национального. Это в свою очередь способствовало консолидации финских националистических течений в 1880 -ые гг. и ознаменовалось бурным культурным и хозяйственным развитием Финляндии. Так, например, по указу императора Александра II. в 1862 году была построена первая линия железной дороги между Хельсинки и Хяменлинна, а в 1870 году вторая соединила Хельсинки и Санкт-Петербург. На высших должностях появились собственные финские кадры. Созданы были новая почта и новая армия, учреждена национальная валюта – финская марка. В 1863 финский и шведский языки были уравнены, а также было введено обязательное школьное обучение. В честь императора после его гибели в 1881 году на Сенатской площади финны установили ему памятный монумент.
Великое княжество Финляндское теперь выглядело полноценным государством с собственными государственными символами: деньгами, почтовыми марками, законами, языком, со своей культурой, отличной от русской, и, что немаловажно, с более высоким благосостоянием, чем соседнее российское население. По мнению многих исследователей, именно в это время и сложилась финская нация.
Национальный патриотизм, мечты о независимости, стремление к упрочению национального бытия проявлялись в Финляндии теперь постоянно, но идея отделения от России была еще нереалистична, и реального движения к ее развитию не возникало вплоть до конца 19 века. И только в начале 20 века, на волне революции 1905 года, далее на волне Февральской революции и следом – Октябрьской революции, Финляндия поставила первоочередной задачей обретение государственной независимости.

Как прошло утверждение государственной независимости Финляндии?

Начало этому было положено 4 декабря (старый стиль) 1917 года. Финский Сенат под председательством П.Э.Свинхувуда принял исторический документ, в котором было объявлено о политической независимости Финляндии. Сейм (парламент) одобрил предложение правительства 6 декабря (ст.ст.) 1917 года (100 депутатов голосовало «за», 88 – «против»). С этой даты в Финляндии стал ежегодно отмечаться День Независимости. В 2017 году этой дате исполнилось 100 лет.

А теперь посмотрим, как прошло утверждение государственной независимости Финляндии, бывшего Великого княжества российского, правительством Советской республики, только что взявшей власть в свои руки в бывшей Российской империи.

Если внимательно просмотреть факсимиле Постановления Совнаркома за № 101 о признании государственной независимости Финляндской Республики, то можно увидеть любопытные детали.
Половину листа занимает сам текст Постановления. В конце его есть опечатка: слово «Финляндия» написана с маленькой буквы, «Россия» – с большой. Другую половину – подписи членов Совнаркома. К Постановлению заботливо прилагается финский перевод. (Опечатка в переводе уже исправлена). Дата принятия постановления 18 декабря (ст. ст.) 1917 года. Но почему же тогда День Независимости Финляндии приходится на 6 декабря (ст.ст.)? «Иронизм» истории? Да, но скорее по отношению к большевикам. Им пришлось просто завизировать свершившийся факт: утвержденную 6 декабря (ст.ст.) Сеймом Финляндии декларацию премьер-министра П.Э.Свинхувуда о независимости Финляндии. Правда, последствием такого шага Сейма стала гримаска истории уже в адрес финнов. Ни одна страна не захотела признать Финляндское княжество, входившее в состав Российского государства на правах автономии, независимым государством, так как она сделала это в одностороннем порядке.
Каждая сторона, и молодая Советская республика, и Финляндская республика, переставшая быть княжеством, играла свою игру. Совнарком в дальнейшем хотел видеть Финляндию субьектом Советской Федерации и расчет делал на вооруженное восстание финских левых социал-демократов. Правительство Свинхувуда в отделении Финляндии от революционной России видело возможность предотвратить такую же революцию в самой Финляндии, и расчет делало на шюцкор, на маршала Маннергейма и 20 тысячный немецкий армейский корпус. Но, чтобы в дальнейшем игра для каждой стороны стоила свеч, нужен был вначале обоюдный компромисс.
Первыми начали финны. После предварительных переговоров 15 декабря (ст.ст.) 1917 года в Петроград, в Смольный, прибыла Правительственная делегация Финляндии в составе: Пер Эвинд Свинхувуд – премьер-министр правительства Финляндии, Карл Юхан Алексис Энкель – министр-статс-секретарь по делам Великого княжества Финляндского в Петрограде, Карл Густав Идман – член Статс-секретариата по делам ВКФ в Петрограде. Делегация ожидала постановления Совнаркома три дня (!). Только 18 декабря (ст.ст.), почти в полночь, точнее в 23.45 под Постановлением были поставлены подписи членов Совнаркома. Для Совнаркома это был текущий вопрос. Ведь важнее всего на данный момент было обсуждение и принятие документа о реформе семейного законодательства в только что рожденной Советской республике. Церковь нужно было поскорее отделить от регистрации рождений, браков, разводов и смертей. Подписи для членов Совнаркома под декретами «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака» были куда весомее и нужнее, чем независимость какого-то финского государства. Правда, Ленин, узнав, что в коридоре томительно ждет решения финская делегация, вышел к ней с поздравлением. Был ли это жест доброй воли или Председатель Совнаркома лукавил? Кто знает. Слишком много дел, а еще больше планов было у этого человека. Но его подпись, первая под текстом Постановления, и жест уважительности к финской делегации сделали Ленина навсегда самым популярным и почитаемым человеком в Финляндии. «Иронизм» истории с черной подоплекой! Ровно через год, на знаменитое письмо Ф.Дзержинского о содержании в плену 1 млн. казаков, этот же человек той же рукой, которой подписал Постановление о независимости Финляндии, наложил резолюцию: «Расстрелять всех до одного.»

Более 100 лет назад были поставлены под Постановлением подписи членов Совнаркома. Советский Союз, для создания которого они «не щадили живота» ни своего, ни чужого, просуществовал чуть более 70 лет и рухнул, образовав на своих просторах 15 суверенных государств. Таков «иронизм» истории! Финляндия, получив право на независимость от уже исчезнувшего с мировой арены своего ровесника, сама, перешагнув столетний рубеж своего существования, сейчас продолжает уверенно жить в мировом сообществе суверенным и самодостаточным государством.